Итоги межрегионального семинара «Практика организации программ восстановительного правосудия: роль исследования и мониторинга»

22-23 июля 2015 года в Москве состоялся межрегиональный семинар «Практика организации программ восстановительного правосудия: роль исследования и мониторинга». Участниками семинара были представители регионов:  как активные участники восстановительного движения, так представители территорий, где такая работа только начинается.

Семинар был проведен в формате  «школы восстановительных практик». Разработана и реализована методика проведения школы по данной теме.  Это был первый семинар, проведенный Центром в таком формате. Этот формат отличается как от базовой подготовки ведущих программ восстановительного правосудия, так и от мероприятий конференционного или семинарского типа. Что вызывает необходимость введения такого образовательно-дискуссионного формата. С одной стороны, восстановительное правосудие не укоренено ни в практике правосудия и социально-педагогической работы, ни в криминологической теории, теории права и социальной работы и, тем самым, в вузовской подготовке. С другой стороны – данная инновация довольно активно поддерживается на разных уровнях управления. Такая ситуация задает требования, связанные с совершенствованием способов методического оформления и передачи (трансляции) молодым ведущим опыта собственной деятельности лидеров и ведущих программ восстановительного правосудия из числа специалистов. Основой такого способа является способность анализа и сопоставления различных способов реагирования на преступное и отклоняющееся поведение, понимание различных моделей медиации и типов программ восстановительного правосудия, уверенное участие в дискуссиях с представителями различных специальностей и дисциплин в определении результативности практики восстановительного правосудия. Участие в этих школах будет способствовать формированию более тесных связей в сообществе и развитию горизонтальных связей специалистов.

                Работа на семинаре была организована следующим образом. Участникам было предложено разбиться на пять команд из двух-трех человек в каждой команде. Команды изучали и проводили  анализ данных мониторинга по одному из регионов, в которых эти участники не работают. Для данного анализа был использован опросник, разработанный Л.М.Карнозовой (см. приложение 6). Анализ данных мониторинга, проведенных на основе опросника дал возможность детально вникнуть в суть каждого показателя, выявить и обсудить его номинальное и расширенное значение, проследить его влияние на формирование общей картины состояния восстановительных практик в регионе.

В ходе семинара участники провели анализ данных мониторинга восстановительных практик за 2014 г. (на примере деятельности территориальных  служб примирения). Всего для анализа было представлено 7 мониторинговых таблиц, содержащих данные о деятельности 475 территориальных и школьных служб примирения из 19 регионов по 154 различным показателям. Важно, что на эту работу было отведено достаточно времени и участники могли сосредоточенно углубиться в аналитическую работу.   В результате представители команд выступили перед остальными участниками и рассказали, какие выводы они могли сделать о состоянии служб примирения и тенденциях их развития исключительно по данным мониторинга.

На семинаре, благодаря анализу данных мониторинга удалось обменяться региональным опытом, расширить представление о различных вариантах работы служб примирения, успешных практиках, выявить собственные дефициты и разработать план на ближайшее будущее. Обсуждение данных мониторинга различных регионов позволило усовершенствовать форму всероссийского мониторинга, изменения в которого начнутся с 2015 г.

Результаты школы:

1)      участниками освоены структура, методика  и содержание мониторинга;

2)      в ходе обсуждений участниками были внесены замечания  относительно форм мониторинга, которые будут использованы для их совершенствования ;

3)      методика проведения «школы» может быть использована для проведения аналогичных школ  по этой теме в регионах (что было отмечено участниками).

Работа на семинаре по второй теме «Функции координаторов региональных сообществ» была организована более традиционным способом  — участникам было предложено высказаться по данной теме, после чего организаторы обобщили высказанные соображения и предложения. Эта работа также была полезной, т.к. позволила  разработать предложения по определению основных и дополнительных функций региональных координаторов Всероссийской Ассоциации восстановительной медиации, выявить проблемы координации на региональном и местном уровне, указать трудные места и риски развития сетевых сообществ. По результатам обсуждения участниками был  составлен список координаторов (часть регионов еще не определилась с тем, кто будет координатором), а также прописан функционал этих координаторов.

Итоги Всероссийской конференции «Как в практике сохранить смысл восстановительного правосудия?»

3-5 июня 2015 года в Москве состоялась Всероссийская конференция «Как в практике сохранить смысл восстановительного правосудия?» по результатам проекта с участием представителей КДНиЗП. На конференции выступили координаторы по проекту с выступлениями о ходе и результатах проекта. Координаторы рассказали об основных схемах работы КДНиЗП в своих регионах, позволяющих проводить программы восстановительного правосудия, о достижениях и трудностях в этой работе. Интересным был опыт Архангельской области с анализом работы КДНиЗП по проведению программ восстановительного правосудия по уголовным делам несовершеннолетних.

Важной дискуссией, которая развернулась на конференции была дискуссия, связанная  с проблемой сохранения в практике  основного ценностного  и смыслового  ядра восстановительного правосудия. В настоящее вермя существует риск, что эти  ценности и смыслы  могут быть размыты и подменены  формально-административным, а иногда и карательным  подходом. Дискуссия об этих вопросах, а также анализ примеров верного и неверного вариантов реализации этих смыслов в практике деятельности служб примирения, по мнению участников должны стать постоянной и значимой частью всех без исключения мероприятий, где встречаются члены сообщества любого уровня (общероссийского, регионального, местного, внутришкольного) для обсуждения своей практической работы. Были также высказаны рекомендации о  необходимости разработки дополнительных  методических приемов/инструментов образовательных программ (эссе, работу малых групп, мини-исследования, тесты, фокус-группы или др.), чтобы участники обучения, независимо от первоначальных установок, выносили с собой однозначное понимание этих смыслов и способность отследить  риски их размывания на практике.

На конференции  выступили с докладами Л.Карнозова и А.Коновалов по теме: «Актуальное состояние восстановительного правосудия, территориальных и школьных служб примирения в России: анализ на основе количественного  и качественного мониторинга 2014 года». Совместно с участниками конференции обсуждены в интерактивном режиме смысл и функции мониторинга восстановительных практик. В докладе показана структура мониторинга (количественного и качественного), изложены основные итоги мониторинга деятельности территориальных служб примирения за 2014 год, поставлены на обсуждение вопросы организации мониторинга. Анализ результатов мониторинга позволил представить на только картину актуального состояния служб примирения и динамику их изменений во времени, но и выявил важные системные явления, такие как разнообразие моделей, степень распространенности, устойчивость,  выбор видов реагирования (программ), тенденции развития и пр.

Данные мониторинга позволили выделить основные темы дальнейших исследований:

•      координация деятельности служб примирения на территориях;

•      организационное обустройство восстановительных практик на территориях: создание и поддержка служб примирения;

•      категории случаев, типология восстановительных программ, варианты организационного устройства служб примирения;

•      администрирование деятельности служб примирения;

•      мотивирование сторон к участию в программе восстановительного правосудия;

•      исследования удовлетворенности участников и эффективности программ восстановительного правосудия («обратная связь»);

•      анализ наличия повторных преступлений у правонарушителей, прошедших программы восстановительного правосудия.

Обсуждение вопросов совершенствования организации мониторинга было продолжено на третий день конференции в рамках заседания Всероссийской ассоциации восстановительной медиации, на которой была принята структура ассоциации и намечены основные функции региональных координаторов, одним из направлений деятельности которых должно быть организация работ по мониторингу.

Конференция включала работу следующих секций:

Секция 1.       Разработка стратегически ориентированных проектов в области восстановительных практик.

Секция 2.       Восстановительный подход и службы примирения в школе: разнообразие методов при сохранении восстановительных принципов.

Секция 3.       Восстановительное правосудие  в контексте социальной работы.

Секция 4.       Восстановительное правосудие  в работе с криминальными ситуациями.

Секция 5.       Организация исследований восстановительных практик в России.

Большой интерес вызвала работа мастерской  Н.Путинцевой «Круги сообщества: технология и практика».  На мастерской был представлен  прекрасный  опыт  по проведению профилактических кругов для обсуждения важных проблем ранней профилактики  конфликтов или правонарушений в школьном сообществе, которые еще не проявились с виде реальных конфликтов и правонарушений. Обсуждение этого опыта заставило задуматься и инициировать дискуссию о  месте кругов по ранней профилактике среди других восстановительных программ.

На конференции проводилось интерактивное обсуждение случая «Работа ведущего программ восстановительного правосудия с межэтническими конфликтами». Данное обсуждение позволило обратиться к темами, связанными с соблюдением принципов восстановительной работы, особенностями работы ведущего восстановительных программ, позицией ведущего, ценностями и принципами восстановительного правосудия с учетом специфики межэтнических конфликтов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *