Итоги межрегионального семинара «Практика организации программ восстановительного правосудия: роль исследования и мониторинга»
22-23 июля 2015 года в Москве состоялся межрегиональный семинар «Практика организации программ восстановительного правосудия: роль исследования и мониторинга». Участниками семинара были представители регионов: как активные участники восстановительного движения, так представители территорий, где такая работа только начинается.
Семинар был проведен в формате «школы восстановительных практик». Разработана и реализована методика проведения школы по данной теме. Это был первый семинар, проведенный Центром в таком формате. Этот формат отличается как от базовой подготовки ведущих программ восстановительного правосудия, так и от мероприятий конференционного или семинарского типа. Что вызывает необходимость введения такого образовательно-дискуссионного формата. С одной стороны, восстановительное правосудие не укоренено ни в практике правосудия и социально-педагогической работы, ни в криминологической теории, теории права и социальной работы и, тем самым, в вузовской подготовке. С другой стороны – данная инновация довольно активно поддерживается на разных уровнях управления. Такая ситуация задает требования, связанные с совершенствованием способов методического оформления и передачи (трансляции) молодым ведущим опыта собственной деятельности лидеров и ведущих программ восстановительного правосудия из числа специалистов. Основой такого способа является способность анализа и сопоставления различных способов реагирования на преступное и отклоняющееся поведение, понимание различных моделей медиации и типов программ восстановительного правосудия, уверенное участие в дискуссиях с представителями различных специальностей и дисциплин в определении результативности практики восстановительного правосудия. Участие в этих школах будет способствовать формированию более тесных связей в сообществе и развитию горизонтальных связей специалистов.
Работа на семинаре была организована следующим образом. Участникам было предложено разбиться на пять команд из двух-трех человек в каждой команде. Команды изучали и проводили анализ данных мониторинга по одному из регионов, в которых эти участники не работают. Для данного анализа был использован опросник, разработанный Л.М.Карнозовой (см. приложение 6). Анализ данных мониторинга, проведенных на основе опросника дал возможность детально вникнуть в суть каждого показателя, выявить и обсудить его номинальное и расширенное значение, проследить его влияние на формирование общей картины состояния восстановительных практик в регионе.
В ходе семинара участники провели анализ данных мониторинга восстановительных практик за 2014 г. (на примере деятельности территориальных служб примирения). Всего для анализа было представлено 7 мониторинговых таблиц, содержащих данные о деятельности 475 территориальных и школьных служб примирения из 19 регионов по 154 различным показателям. Важно, что на эту работу было отведено достаточно времени и участники могли сосредоточенно углубиться в аналитическую работу. В результате представители команд выступили перед остальными участниками и рассказали, какие выводы они могли сделать о состоянии служб примирения и тенденциях их развития исключительно по данным мониторинга.
На семинаре, благодаря анализу данных мониторинга удалось обменяться региональным опытом, расширить представление о различных вариантах работы служб примирения, успешных практиках, выявить собственные дефициты и разработать план на ближайшее будущее. Обсуждение данных мониторинга различных регионов позволило усовершенствовать форму всероссийского мониторинга, изменения в которого начнутся с 2015 г.
Результаты школы:
1) участниками освоены структура, методика и содержание мониторинга;
2) в ходе обсуждений участниками были внесены замечания относительно форм мониторинга, которые будут использованы для их совершенствования ;
3) методика проведения «школы» может быть использована для проведения аналогичных школ по этой теме в регионах (что было отмечено участниками).
Работа на семинаре по второй теме «Функции координаторов региональных сообществ» была организована более традиционным способом — участникам было предложено высказаться по данной теме, после чего организаторы обобщили высказанные соображения и предложения. Эта работа также была полезной, т.к. позволила разработать предложения по определению основных и дополнительных функций региональных координаторов Всероссийской Ассоциации восстановительной медиации, выявить проблемы координации на региональном и местном уровне, указать трудные места и риски развития сетевых сообществ. По результатам обсуждения участниками был составлен список координаторов (часть регионов еще не определилась с тем, кто будет координатором), а также прописан функционал этих координаторов.
Итоги Всероссийской конференции «Как в практике сохранить смысл восстановительного правосудия?»
3-5 июня 2015 года в Москве состоялась Всероссийская конференция «Как в практике сохранить смысл восстановительного правосудия?» по результатам проекта с участием представителей КДНиЗП. На конференции выступили координаторы по проекту с выступлениями о ходе и результатах проекта. Координаторы рассказали об основных схемах работы КДНиЗП в своих регионах, позволяющих проводить программы восстановительного правосудия, о достижениях и трудностях в этой работе. Интересным был опыт Архангельской области с анализом работы КДНиЗП по проведению программ восстановительного правосудия по уголовным делам несовершеннолетних.
Важной дискуссией, которая развернулась на конференции была дискуссия, связанная с проблемой сохранения в практике основного ценностного и смыслового ядра восстановительного правосудия. В настоящее вермя существует риск, что эти ценности и смыслы могут быть размыты и подменены формально-административным, а иногда и карательным подходом. Дискуссия об этих вопросах, а также анализ примеров верного и неверного вариантов реализации этих смыслов в практике деятельности служб примирения, по мнению участников должны стать постоянной и значимой частью всех без исключения мероприятий, где встречаются члены сообщества любого уровня (общероссийского, регионального, местного, внутришкольного) для обсуждения своей практической работы. Были также высказаны рекомендации о необходимости разработки дополнительных методических приемов/инструментов образовательных программ (эссе, работу малых групп, мини-исследования, тесты, фокус-группы или др.), чтобы участники обучения, независимо от первоначальных установок, выносили с собой однозначное понимание этих смыслов и способность отследить риски их размывания на практике.
На конференции выступили с докладами Л.Карнозова и А.Коновалов по теме: «Актуальное состояние восстановительного правосудия, территориальных и школьных служб примирения в России: анализ на основе количественного и качественного мониторинга 2014 года». Совместно с участниками конференции обсуждены в интерактивном режиме смысл и функции мониторинга восстановительных практик. В докладе показана структура мониторинга (количественного и качественного), изложены основные итоги мониторинга деятельности территориальных служб примирения за 2014 год, поставлены на обсуждение вопросы организации мониторинга. Анализ результатов мониторинга позволил представить на только картину актуального состояния служб примирения и динамику их изменений во времени, но и выявил важные системные явления, такие как разнообразие моделей, степень распространенности, устойчивость, выбор видов реагирования (программ), тенденции развития и пр.
Данные мониторинга позволили выделить основные темы дальнейших исследований:
• координация деятельности служб примирения на территориях;
• организационное обустройство восстановительных практик на территориях: создание и поддержка служб примирения;
• категории случаев, типология восстановительных программ, варианты организационного устройства служб примирения;
• администрирование деятельности служб примирения;
• мотивирование сторон к участию в программе восстановительного правосудия;
• исследования удовлетворенности участников и эффективности программ восстановительного правосудия («обратная связь»);
• анализ наличия повторных преступлений у правонарушителей, прошедших программы восстановительного правосудия.
Обсуждение вопросов совершенствования организации мониторинга было продолжено на третий день конференции в рамках заседания Всероссийской ассоциации восстановительной медиации, на которой была принята структура ассоциации и намечены основные функции региональных координаторов, одним из направлений деятельности которых должно быть организация работ по мониторингу.
Конференция включала работу следующих секций:
Секция 1. Разработка стратегически ориентированных проектов в области восстановительных практик.
Секция 2. Восстановительный подход и службы примирения в школе: разнообразие методов при сохранении восстановительных принципов.
Секция 3. Восстановительное правосудие в контексте социальной работы.
Секция 4. Восстановительное правосудие в работе с криминальными ситуациями.
Секция 5. Организация исследований восстановительных практик в России.
Большой интерес вызвала работа мастерской Н.Путинцевой «Круги сообщества: технология и практика». На мастерской был представлен прекрасный опыт по проведению профилактических кругов для обсуждения важных проблем ранней профилактики конфликтов или правонарушений в школьном сообществе, которые еще не проявились с виде реальных конфликтов и правонарушений. Обсуждение этого опыта заставило задуматься и инициировать дискуссию о месте кругов по ранней профилактике среди других восстановительных программ.
На конференции проводилось интерактивное обсуждение случая «Работа ведущего программ восстановительного правосудия с межэтническими конфликтами». Данное обсуждение позволило обратиться к темами, связанными с соблюдением принципов восстановительной работы, особенностями работы ведущего восстановительных программ, позицией ведущего, ценностями и принципами восстановительного правосудия с учетом специфики межэтнических конфликтов.