Отчет о Всероссийской научно-практической конференции «Восстановительные практики в России. Проблемы и перспективы институционального строительства».
4 – 6 июня 2012 г. в Московском городском психолого-педагогическом университете проведена Всероссийская научно-практическая конференция «Восстановительные практики в России. Проблемы и перспективы институционального строительства».
Конференция организована Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации, Московским городским психолого-педагогическим университетом (НИЛ Ювенальных технологий) и Межрегиональным общественным Центром «Судебно-правовая реформа».
Конференции сети восстановительных практик проводятся систематически с привлечением представителей региональных групп, реализующих и продвигающих идеи восстановительного подхода в работе с конфликтными и криминальными ситуациями. Сюда входят медиаторы, юристы — ученые и практики, психологи, педагоги, управленцы. На конференциях систематически обсуждается развитие и становление в России восстановительного правосудия в рамках работы с несовершеннолетними правонарушителями и восстановительной медиации в системе образования и профилактики.
Цели проведенной конференции:
— анализ и обобщение опыта специалистов, работающих в области восстановительного правосудия и восстановительной медиации;
— совершенствование работы служб примирения;
— развитие отечественных методик работы с конфликтными и криминальными ситуациями;
— анализ концепции восстановительной медиации.
Основные направления работы конференции:
• восстановительная работа с пострадавшими (жертвами);
• укоренение программ восстановительной медиации на территориях;
• школьные службы примирения и восстановительная культура школы;
• исследования в области восстановительной медиации;
• восстановительные практики в работе комиссий по делам несовершеннолетних;
• методический арсенал восстановительной медиации;
• перспективы развития Всероссийской ассоциации восстановительной медиации и региональных ассоциаций медиаторов.
На конференции была рассмотрена практика восстановительной медиации в работе с несовершеннолетними и представлены результаты работы служб примирения и ассоциаций медиаторов разных регионов России. Особое внимание было уделено работе с пострадавшими и потерпевшими. В условиях фактического отсутствия специализированных центров по работе с потерпевшими необходимо углублять теоретические представления и развивать методический инструментарий в работе с пострадавшими в рамках самих программ восстановительного правосудия.
На конференции были также обсуждены проблемы устойчивости служб примирения, зависимость функционирования восстановительных практик в работе с несовершеннолетними от реорганизации таких сфер, как образование, молодежная политика и социальная защита, недостаточность внимания, которое уделяется в этих областях восстановительным практикам, притом что поток дел в территориальные службы примирения увеличивается. В связи с этим ведущая роль в решении задачи институциализации восстановительных практик отводится активности сообщества — региональных и всероссийской ассоциаций.
Рассмотрены конкретные области реализации восстановительных практик – уголовное судопроизводство, образовательные учреждения, система профилактики правонарушений, социально-реабилитационная работа с детьми и семьями, а также вопросы мониторинга и исследований в области восстановительных практик.
Было уделено место и методическому инструментарию восстановительных практик, проведены 3 мастер-класса: «Практика семейных конференций», «Использование метафорических карт в работе медиатора», «Расспрашивание потерпевших с позиций нарративного подхода».
В конференции участвовал 118 человек — из Москвы, Московской обл., Перми, Липецка, Тулы, Волгограда, Барнаула, Саратова, Тюмени, Казани, Самарской обл., Новосибирска, Красноярска, Череповца, Кирова, Чебоксар, Ростова-на-Дону, Махачкалы, Ставрополя, Сахалинской обл.
Конференцию открыл проректор МГППУ Ю.М. Забродин, который обратил внимание участников на междисциплинарный характер медиации. Важнейшие вопросы, отметил Ю.М. Забродин, которые стоят сегодня перед специалистами в этой области, заключаются в том, как ввести новые технологии в практику работы, в том числе с детьми и подростками, и как готовить специалистов для работы по таким технологиям.
На пленарном заседании первого дня конференции была представлена общая картина и направления разворачивания восстановительных практик в России (Р.Р. Максудов), анализ программ восстановительного правосудия с точки зрения реализации базовых принципов восстановительного подхода (Л.М. Карнозова).
В рамках конференции проведен Коллоквиум по теме «Восстановительные практики: работа с пострадавшими», где докладчики из Москвы, Тюмени и Волгограда представили итоги деятельности по проекту «Поддержка потерпевших и жертв преступлений в программах восстановительного правосудия». В докладах обозначены сложности в работе с пострадавшими и намечены основные направления совершенствования этого аспекта восстановительных практик. Панельная дискуссия «Проблемы и перспективы развития восстановительных практик в России» (5 июня) была посвящена анализу форм институционализации восстановительных практик и сложностям функционирования территориальных служб примирения, обусловленным разного рода реорганизациями социальной и образовательной сферы, отсутствием реального содержательного взаимодействия субъектов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, отсутствием определенности статуса и позиции комиссий по делам несовершеннолетних (зависимость деятельности от энтузиазма их руководителей), сложности введения и функционирования школьных служб примирения и пр. Участниками панельной дискуссии было обращено внимание на отсутствие устойчивых механизмов закрепления восстановительных практик. Одновременно было отмечено различие положения дел на разных территориях и выделены разные направления деятельности региональных ассоциаций в зависимости от имеющихся ресурсов.
На конференции работали следующие секции:
— Использование восстановительного подхода в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
— Восстановительная культура школы и школьные службы примирения.
— Программы восстановительного правосудия по уголовным делам и другим криминальным деяниям несовершеннолетних.
К началу конференции был выпущен «Вестник восстановительной юстиции (Практики примирения: история и современность)» № 9, 2012г.
6 июня было проведено Открытое заседание Всероссийской ассоциации восстановительной медиации и региональных ассоциаций медиаторов. Участники обсудили опыт работы территориальных служб примирения в школах, социальных, психолого-медико-педагогических и т.п. центрах и КДНиЗП, деятельность ассоциаций медиаторов в разных регионах Российской Федерации, вопросы мониторинга и исследований в области восстановительных практик.
Результаты обсуждений приводят к выводу, что в России идет интенсивный процесс развития восстановительных практик: к нему присоединяются новые территории, создаются ассоциации специалистов, складываются местные модели восстановительных практик, а также на этой базе различные модели межведомственного взаимодействия разных структур, работающих с несовершеннолетними и их семьями, куда включаются и службы примирения, развивается инструментарий восстановительных программ.
Однако процесс развития происходит неравномерно, закрепление восстановительных практик на территориях обусловлено в большинстве случаев активной позицией лидеров, а не институциональными механизмами, что приводит к достаточной уязвимости существования новой практики.
Участники конференции выделили в качестве важнейших следующие направления деятельности Всероссийской ассоциации восстановительной медиации.
1. Активное вовлечение в реализацию восстановительного подхода комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав – как по общественно опасным деяниям несовершеннолетних, не достигших возраста уголовной ответственности, так и по уголовным делам, а также по другим трудным жизненным ситуациям детей и подростков и их семей. Усиление роли комиссий как координатора в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних за счет использования восстановительных технологий.
2. Расширение использования восстановительных технологий по уголовным делам несовершеннолетних, а также молодых обвиняемых, достигших совершеннолетия.
3. Развитие школьных служб примирения и восстановительной работы в образовательных учреждениях, в том числе расширение спектра дел, рассматриваемых школьными службами в случае отсутствия на территории районных служб примирения.
4. Формирование механизмов взаимодействия территориальных и школьных служб примирения.
5. Развитие методов мониторинга, оценки и исследований восстановительных практик.
6. Развитие методического инструментария восстановительных практик.
7. Развитие и расширение активности ассоциаций восстановительной медиации, их включение в реализацию Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 гг. (Указ президента РФ от 1 июня 2012 № 761).