Сообщества восстановительных практик: от ремесла к методической оснащенности
21-22 января 2016 г. в Институте государства и права Российской академии наук состоялся межрегиональный научно-практический семинар в рамках программы «Сообщества восстановительных практик: от ремесла к методической оснащенности».
Семинар организован сектором уголовного права, криминологии и проблем правосудия Института совместно с Общественным центром «Судебно-правовая реформа» и Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации.
Программа «Сообщества восстановительных практик: от ремесла к методической оснащенности» направлена на повышение качества работы социально ориентированных НКО на основе выявления, обобщения и распространенияроссийского опыта лучших региональных практик в области восстановительного правосудия, поддержки создания и функционирования служб примирения на основеСтандартов восстановительной медиации, повышения квалификации специалистов, которые проводят восстановительные программы, актуализации исторического опыта традиций примирения.
В работе семинара приняли участие 28 человек из 18 регионов Российской Федерации. Представители регионов выступили с докладами, посвященными анализу ситуации в рассматриваемой области и задачам деятельности, направленным на развитие восстановительного правосудия и восстановительных практик в школе.
По результатам выступлений и дискуссий можно зафиксировать основные черты, характеризующие нынешний период в существовании восстановительных практик в России.
Формирование условий и структур, позволяющих выстраивать практику восстановительного правосудия и распространять восстановительный подход на более широкий круг ситуаций с участием несовершеннолетних, происходит зигзагообразно – то взлеты, то затухания. Созданные службы примирения требуют постоянной поддержки организационного и методического характера.
Федеральные документы, начиная с Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 г., стали мощным стимулом развития восстановительных практик в регионах и включения региональной власти в этот процесс. Но одновременно фактически императивный характер федеральных документов приводит и к фиктивным результатам, когда службы примирения (медиации) «создаются на бумаге».
Доклады участников показали, что сегодня процесс создания служб примирения (медиации) в большей степени охватывает школы (образовательные учреждения), в то время как использование восстановительных программ по преступлениям несовершеннолетних и, соответственно, создание территориальных служб примирения для работы с правонарушениями несовершеннолетних в определенном смысле «заморожено» (за исключением Архангельской области, а также попытки возрождения этой работы в Москве с утверждением Положения о Городской службе примирения), а условия деятельности уже функционирующих территориальных служб ухудшаются. Это можно объяснить, в некоторой степени, «ожиданием закона», призванного легализовать медиацию по уголовным делам (либо по правонарушениям несовершеннолетних, включая преступления), принятие которого намечено к 2017 г. Межведомственным планом комплексных мероприятий по реализации Концепции от 30 июля 2014 г. До принятия подобного закона степень легализации проведения программ восстановительного правосудия оказывается неопределенной, а деятельность структур, на базе которых сегодня действуют такие службы (сферы социальной защиты, образования, молодежной политики), «оптимизируются», в результате чего сокращается финансирование и урезается функционал деятельности соответствующих учреждений.
К положительным тенденциям следует отнести то, что создание служб медиации (примирения) включен в повестку дня региональных управленческих структур, во многих регионах происходит процесс обсуждения разных форм организации служб примирения (медиации) на уровне субъектов профилактики правонарушений несовершеннолетних и судов, принимаются соответствующие региональные акты, формируется запрос на обучение специалистов, способных проводить восстановительные программы.
Участники семинара подчеркивали, что в сложившихся условиях одной из важнейших стратегических линий работы Всероссийской ассоциации восстановительной медиации, и в частности программы«Сообщества восстановительных практик: от ремесла к методической оснащенности», является сохранение ценностей восстановительного правосудия. Важно, чтобы в нынешней ситуации, когда эта практика входит в фазу тотального администрирования и формализации условий, при которых она может легально реализоваться, в поле внимания оставались базовые основы восстановительного подхода, которые должны быть положены в основу разрабатываемых методических материалов, нормативных актов, форм мониторинга, программ обучения, а также учитываться в формах администрирования, чтобы не быть сметенными управленческими технологиями.
Программа «Сообщества восстановительных практик: от ремесла к методической оснащенности» реализуется на основании Соглашения между Министерством экономического развития Российской Федерации и Межрегиональной общественной организацией «Общественный центр «Судебно-правовая реформа» о предоставлении субсидии на государственную поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций.
Материал подготовила Л.М. Карнозова, ведущий научный сотрудник сектора уголовного права, криминологии и проблем правосудия.