Школьные службы примирения
Школьные службы примирения
Опыт работы школьных служб примирения в России. Сборник материалов (2014 год)
Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений
Книга «Школьные службы примирения, идея и технология»
Подборка документов для работы службы примирения
1. Реагирование школы на конфликты
В школе учатся дети разных социальных слоев, национальностей, стилей воспитания и т.д., что создает потенциально конфликтную среду, в которой школьники обязаны находиться значительную часть своего времени. Никакой ребенок не будет думать об уроке, если у него конфликт, либо он стал жертвой бойкота или насилия. Для многих подростков в школе важными вопросами являются их статус среди сверстников, общение, взаимоотношения с противоположным полом, способность влиять на других, принадлежность к определенной группе в классе, опробование разных социальных ролей.
2. Типичные способы реагирования в школе на конфликты с причинением вреда (обиды) и деяния преступного характера несовершеннолетних:
- Административный (ориентированный на наказание).
- Направление к психологу или социальному педагогу.
- «Стрелки» среди подростков.
- Замалчивание.
В этих способах либо не происходит полного решения конфликта, удовлетворяющее всех участников, либо решение конфликта находят не его участники, а кто-то «внешний» за них.
В результате школьники не осваивают конструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций, и потому в школе и в дальнейшей жизни они часто необоснованно применяют силу или становятся жертвами агрессивно настроенных людей.
На наш взгляд, конфликт должен быть разрешен его непосредственными участниками, поскольку только они смогут найти лучшее решение. И если они приняли на себя ответственность за решение, то, скорее всего, его выполнят и больше не попадут в подобную ситуацию. Ведущий восстановительных программ (медиатор) не судит, не советует, не воспитывает, не защищает, не винит и не принуждает. Он помогает всем участникам снизить эмоциональный накал, услышать и понять друг друга (в чем проблема, какой и кому причинен вред), а также создает условия для самостоятельного нахождения участниками ситуации выхода из конфликтной (или криминальной) ситуации и обсуждения, как избежать повторения подобного в будущем. Медиатор организует примирительную встречу только при добровольном согласии обеих сторон и в их интересах, поэтому он предварительно встречается с каждым из участников отдельно. Медиатор в равной степени поддерживает обе стороны в стремлении разрешить конфликт.
Для проведения восстановительных программ (медиация, круги сообщества) и обеспечения деятельности медиаторов в образовательном учреждении создается школьная служба примирения.
3. Школьная служба примирения основывается на восстановительном подходе к решению конфликтов и правонарушений несовершеннолетних, и опирается на стандарты и принципы восстановительной медиации.
4. Миссия школьной службы примирения – развить и закрепить как культурную традицию способность людей к взаимопониманию. Служба примирения стремится, чтобы максимальное количество конфликтных ситуаций решались на программах примирения и чтобы сторонам конфликта, в первую очередь, было предложено самим найти решение ситуации.
5. Цель школьной службы примирения – развитие в образовательных учреждениях восстановительного способа реагирования на конфликты, а также правонарушения несовершеннолетних.
6. Задачи службы примирения:
— Ограничение административных и ориентированных на наказание реакций на конфликтные ситуации, нарушения дисциплины и правонарушения несовершеннолетних. — Развитие восстановительных практик, таких как медиация, «Круги сообщества»,
«Школьная восстановительная конференция» и т.д.
— Передача ценностей восстановительной культуры (таких как ответственность, взаимопонимание, поддержка и т.д.) педагогам, администрации, школьникам и родителям.
— Насыщение восстановительными практиками существующих в школе форм управления и воспитания (таких как родительские собрания, педагогические и методические
советы, классные часы и пр.), налаживание взаимопонимания между разными участниками образовательного процесса.
7. Структура службы примирения
В школьную службу примирения входит одни или несколько взрослых кураторов, а также до 10 школьников старших классов, поскольку у них лучше взаимопонимание со сверстниками.
Все участники школьной службы примирения проходят обучение по восстановительной модели медиации. Кураторы взаимодействуют с администрацией и местной ассоциацией медиаторов.
8. Основные программы, применяемые в школьной службе примирения
Восстановительная медиация – это процесс, в котором медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости – о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций.
Восстановительная медиация может применяться в случаях конфликтов или мелких
криминальных ситуаций (краж, драк), межнациональных конфликтах, конфликтах между
учениками и учителями, между родителями и администрацией и т.д.
Круги сообщества – программа, направленная на профилактику или разрешение конфликтов, в которые втянуты от четырех и более человек. Важнейшей особенностью данной программы является привлечение к обсуждению проблемы всех заинтересованных людей, что обеспечивает их активное участие в принятии решения и разделении ответственности за его выполнение.
Также возможны медиация через письма, школьные восстановительные конференции и т.д. Проведение восстановительных программ дает возможность каждому участнику освободиться от негативных состояний и обрести ресурс для совместного поиска выхода из ситуации, задуматься о будущем.
9. По данным проведенного нашим Центром мониторинга, в 2014 году в 19 подавших сведения регионах России действовали 630 школьных служб примирения, в которых работали 962 взрослых медиаторов и 1797 медиаторов-ровесников. Им в 2014 году было передано 3189 ситуаций из образовательных организаций, ПДН, КДНиЗП. Из них 3063 (96%) завершились проведением восстановительных программ, из них 2131 медиация, 662 Круга сообщества, 80 школьных конференций и т.д. В этих программах участвовали 3136 взрослых и 9882 несовершеннолетних – итого 13018 человек.
10. Принципы восстановительного подхода, относящиеся к результату восстановительной программы
— Восстановление способности людей понимать друг друга. Восстановление у участников конфликта/правонарушения способности понимать (осознавать) свою ситуацию и ситуацию второй стороны, переосмысливать и исправлять ее.
— Ответственность обидчика (если в ситуации был правонарушитель). Ответственность нарушителя перед жертвой, состоящая в заглаживании причиненного вреда насколько возможно силами самого нарушителя.
— Исцеление жертвы (если в ситуации была жертва). Исцеление жертвы в процессе заглаживания нарушителем причиненного жертве вреда и ответа на волнующие жертву вопросы со стороны обидчика и его близких.
— Принятие участниками конфликта на себя ответственности по его урегулированию. Принятие самими участниками конфликтной ситуации (если стороны конфликта «равны») на себя ответственности по ее урегулированию, исключающее насилие или дальнейшее причинение вреда; прекращение взаимной вражды и нормализация отношений.
— Создание условий для не повторения подобного в будущем. Планирование сторонами конфликта своего будущего, позволяющего избежать повторения подобных ситуаций в дальнейшем и формирование более ответственного поведения как важный элемент воспитания.
— Участие значимого социального окружения в нормализации ситуации. Помощь близких и уважаемых людей в актуализации у участников конфликтной ситуации /правонарушения нравственных установок (ориентиров), отсутствие которых привело к конфликту/правонарушению. Поддержка позитивных изменений и выполнения заключенного примирительного договора (плана) со стороны родных, близких и школьного сообщества.
11. Принципы восстановительного подхода, относящиеся к процессу проведения восстановительной программы
— Добровольность участия сторон. Стороны участвуют во встрече добровольно, принуждение в какой-либо форме сторон к участию недопустимо. Стороны вправе отказаться от участия в восстановительной программе, как до ее начала, так и в ходе самой программы.
— Информированность сторон. Ведущий программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций обязан предоставить сторонам всю необходимую информацию о сути восстановительной программы, ее процессе и возможных последствиях.
— Нейтральность ведущего программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций. Ведущий программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций в равной степени поддерживает стороны и их стремление в разрешении конфликта. Если ведущий чувствует, что не может сохранять нейтральность, он должен передать дело другому ведущему (медиатору) или прекратить медиацию. Ведущий не может принимать от какой-либо из сторон вознаграждения, которые могут вызвать подозрения в поддержке одной из сторон. Ведущий нейтрален к сторонам, но не нейтрален к факту причинения вреда, то есть контролирует, что на встрече стороны должны обсудить заглаживание обидчиком причиненного вреда.
— Конфиденциальность в программах восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций. Программа восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций носит конфиденциальный характер. Ведущий программ или служба примирения обеспечивает конфиденциальность происходящего на медиации.
Исключение составляет информация, связанная с возможной угрозой жизни либо возможности совершения преступления: ведущий заранее ставит участников в известность, что при наличии данной информации она будет передана администрации.
Ведущий программы передает информацию о результатах медиации в структуру, направившую дело на медиацию (как правило, это подписанный сторонами договор, в котором зафиксированы результаты, которые стороны согласны передать в вышестоящие организации). Ведущий может вести записи и составлять отчеты для обсуждения в кругу ведущих, медиаторов и кураторов служб примирения. При публикации имена участников должны быть изменены.
— Ответственность сторон и ведущего. Ведущий программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций отвечает за безопасность участников на совместной встрече в программе восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций, а также за соблюдение принципов и стандартов восстановительной медиации. Ответственность за результат программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций несут участвующие в ней стороны конфликта. Ведущий не может рекомендовать сторонам принять то или иное решение по существу конфликта.