Школьные службы примирения

Школьные службы примирения

Опыт работы школьных служб примирения в России. Сборник материалов (2014 год)

Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений

Книга «Школьные службы примирения, идея и технология»

Подборка документов для работы службы примирения

 

1. Реагирование школы на конфликты

В школе учатся дети разных социальных слоев, национальностей, стилей воспитания и т.д., что создает потенциально конфликтную среду, в которой школьники обязаны находиться значительную часть своего времени. Никакой ребенок не будет думать об уроке, если у него конфликт, либо он стал жертвой бойкота или насилия. Для многих подростков в школе важными вопросами являются их статус среди сверстников, общение, взаимоотношения с противоположным полом, способность влиять на других, принадлежность к определенной группе в классе, опробование разных социальных ролей.

2. Типичные способы реагирования  в школе на конфликты с причинением вреда (обиды) и деяния преступного характера несовершеннолетних:

  • Административный (ориентированный на наказание).
  • Направление к психологу или социальному педагогу.
  • «Стрелки» среди подростков.
  • Замалчивание.

В этих способах либо не происходит полного решения конфликта, удовлетворяющее всех участников, либо решение конфликта находят не его участники,  а кто-то «внешний» за них.

В результате школьники не осваивают конструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций, и потому в школе и  в дальнейшей жизни они часто необоснованно применяют  силу или становятся жертвами агрессивно настроенных людей.

На наш взгляд, конфликт должен быть разрешен его непосредственными участниками, поскольку только они смогут найти лучшее решение. И если они приняли на себя ответственность за решение, то, скорее всего, его выполнят и больше не попадут в подобную ситуацию. Ведущий восстановительных программ (медиатор) не судит, не советует, не воспитывает, не защищает, не винит и не принуждает. Он помогает всем участникам снизить эмоциональный накал, услышать и понять друг друга (в чем проблема, какой и кому причинен вред), а также создает условия для самостоятельного нахождения участниками ситуации выхода из конфликтной (или криминальной) ситуации и обсуждения, как избежать повторения подобного в будущем.   Медиатор организует примирительную встречу только при добровольном согласии обеих сторон  и в их интересах, поэтому он предварительно встречается с каждым из участников отдельно. Медиатор в равной степени поддерживает обе стороны в стремлении разрешить конфликт.

Для проведения восстановительных программ (медиация, круги сообщества) и обеспечения деятельности медиаторов в образовательном учреждении создается школьная служба примирения.

3. Школьная служба примирения основывается на восстановительном подходе к решению конфликтов и правонарушений несовершеннолетних, и опирается на стандарты и принципы восстановительной медиации.

4. Миссия школьной службы примирения – развить и закрепить как культурную традицию способность людей к взаимопониманию. Служба примирения стремится, чтобы максимальное количество конфликтных ситуаций  решались на программах примирения и чтобы сторонам конфликта, в первую очередь, было предложено самим найти решение ситуации.

5. Цель школьной службы примирения – развитие в образовательных учреждениях восстановительного способа реагирования на конфликты, а также правонарушения несовершеннолетних.

6. Задачи службы примирения:

— Ограничение административных и ориентированных на наказание реакций на конфликтные ситуации, нарушения дисциплины и правонарушения несовершеннолетних.  —  Развитие восстановительных практик, таких как медиация, «Круги сообщества»,

«Школьная восстановительная конференция» и т.д.

—  Передача ценностей восстановительной культуры (таких как ответственность, взаимопонимание, поддержка  и т.д.) педагогам, администрации, школьникам и родителям.

— Насыщение восстановительными практиками существующих в школе форм управления и воспитания (таких как родительские собрания, педагогические и методические

советы, классные часы  и пр.), налаживание взаимопонимания между разными участниками образовательного процесса.

7. Структура службы примирения

В школьную службу примирения входит одни или несколько взрослых кураторов, а также  до 10 школьников старших классов, поскольку у них лучше взаимопонимание со сверстниками.

Все участники школьной службы примирения проходят обучение по восстановительной модели медиации. Кураторы взаимодействуют с администрацией и местной  ассоциацией медиаторов.

8. Основные  программы, применяемые в школьной службе примирения

Восстановительная медиация – это процесс, в котором медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости – о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций.

Восстановительная медиация может применяться в случаях конфликтов или мелких

криминальных ситуаций (краж, драк), межнациональных конфликтах, конфликтах между

учениками и учителями, между родителями и администрацией и т.д.

Круги сообщества – программа, направленная на профилактику или разрешение конфликтов, в которые втянуты от четырех и более человек. Важнейшей особенностью данной программы является привлечение к обсуждению проблемы всех заинтересованных людей, что обеспечивает их активное  участие в принятии решения и разделении ответственности за его выполнение.

Также возможны медиация через письма, школьные восстановительные конференции и т.д. Проведение восстановительных программ  дает возможность каждому участнику  освободиться от негативных состояний и обрести ресурс для совместного поиска выхода из ситуации, задуматься о будущем.

9. По данным проведенного нашим Центром мониторинга, в 2014 году в 19 подавших сведения  регионах России действовали 630 школьных служб примирения, в которых работали 962 взрослых медиаторов и 1797 медиаторов-ровесников. Им в 2014 году было передано 3189 ситуаций из образовательных организаций, ПДН, КДНиЗП.  Из них 3063  (96%) завершились проведением восстановительных программ, из них 2131 медиация, 662 Круга сообщества, 80 школьных конференций и т.д.  В этих программах участвовали 3136 взрослых и 9882 несовершеннолетних – итого 13018 человек.

 10. Принципы восстановительного подхода, относящиеся к результату восстановительной программы

— Восстановление способности людей понимать друг друга. Восстановление у участников конфликта/правонарушения способности понимать (осознавать) свою ситуацию и ситуацию второй стороны, переосмысливать и исправлять ее.

— Ответственность обидчика (если в ситуации был правонарушитель). Ответственность нарушителя перед жертвой, состоящая в заглаживании причиненного вреда насколько возможно силами самого нарушителя.

— Исцеление жертвы (если в ситуации была жертва). Исцеление жертвы в процессе заглаживания нарушителем причиненного жертве вреда и ответа на волнующие жертву вопросы со стороны обидчика и его близких.

— Принятие участниками конфликта на себя ответственности по его урегулированию. Принятие самими участниками конфликтной ситуации (если стороны конфликта «равны») на себя ответственности по ее урегулированию, исключающее насилие или дальнейшее причинение вреда; прекращение взаимной вражды и нормализация отношений.

— Создание условий для не повторения подобного в будущем. Планирование сторонами конфликта своего будущего, позволяющего избежать повторения подобных ситуаций в дальнейшем и формирование более ответственного поведения как важный элемент воспитания.

— Участие значимого социального окружения в нормализации ситуации. Помощь близких и уважаемых людей в актуализации у участников конфликтной ситуации /правонарушения нравственных установок (ориентиров), отсутствие которых привело к конфликту/правонарушению. Поддержка позитивных изменений и выполнения заключенного примирительного договора (плана) со стороны родных, близких и школьного сообщества.

11. Принципы восстановительного подхода, относящиеся к процессу проведения восстановительной программы

Добровольность участия сторон. Стороны участвуют во встрече добровольно, принуждение в какой-либо форме сторон к участию недопустимо. Стороны вправе отказаться от участия в восстановительной программе, как до ее начала, так и в ходе самой программы.

— Информированность сторон. Ведущий программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций обязан предоставить сторонам всю необходимую информацию о сути восстановительной программы, ее процессе и возможных последствиях.

— Нейтральность ведущего программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций. Ведущий программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций в равной степени поддерживает стороны и их стремление в разрешении конфликта. Если ведущий чувствует, что не может сохранять нейтральность, он должен передать дело другому ведущему (медиатору) или прекратить медиацию. Ведущий не может принимать от какой-либо из сторон вознаграждения, которые могут вызвать подозрения в поддержке одной из сторон. Ведущий нейтрален к сторонам, но не нейтрален к факту причинения вреда, то есть контролирует, что на встрече стороны должны обсудить заглаживание обидчиком причиненного вреда.

— Конфиденциальность в программах восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций. Программа восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций носит конфиденциальный характер. Ведущий программ или служба примирения обеспечивает конфиденциальность происходящего на медиации.
Исключение составляет информация, связанная с возможной угрозой жизни либо возможности совершения преступления: ведущий заранее ставит участников в известность, что при наличии данной информации она будет передана администрации.
Ведущий программы передает информацию о результатах медиации в структуру, направившую дело на медиацию (как правило, это подписанный сторонами договор, в котором зафиксированы результаты, которые стороны согласны передать в вышестоящие организации). Ведущий может вести записи и составлять отчеты для обсуждения в кругу ведущих, медиаторов и кураторов служб примирения. При публикации имена участников должны быть изменены.

— Ответственность сторон и ведущего. Ведущий программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций отвечает за безопасность участников на совместной встрече в программе восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций, а также за соблюдение принципов и стандартов восстановительной медиации. Ответственность за результат программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций несут участвующие в ней стороны конфликта. Ведущий не может рекомендовать сторонам принять то или иное решение по существу конфликта.

Фильм по школьным службам примирения:

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *