Восстановительный подход в образовательных организациях и воспитательных практиках

Помогаем образовательным организациям  создавать службы примирения и включать восстановительный подход в работу педагогов, классных руководителей, специалистов и администрации образовательных организаций.

Прошла четверть 21 века. Меняется мышление подрастающего поколения, их отношение к себе и окружающим, их менталитет и ценности. Многие привычные в прошлом для системы образования методы и приемы воспитания (такие как замечание, воздействие через коллектив, пристыжение, постановка на учет и т.п), — не дают желаемого воспитательного результата, а порой приводят к эскалации конфликта с обучающимися и их родителями. Отношение родителей к системе образование тоже претерпевает изменение и многие родители не терпят к себе от сотрудников школы поучающих экспертных высказываний педагогов «сверху». Потому сотрудникам образовательных организаций важно развивать новую компетенцию: неэкспертную понимающую фасилитативную позицию во взаимодействии с сообществом родителей.

Мы считаем, что в усложнившихся взаимоотношениях между участниками образовательного процесса необходимо разрабатывать и осваивать формы воспитания, основанные не столько на внешних факторах воздействия, сколько на внутренних (рефлексия, понимание, уважение, субъектность, самоконтроль, ответственная позиция, эмпатия и т.д.). И в основе этого выстраивать взаимоотношения подростков с родителями, педагогами, группой сверстников, значимыми взрослыми и т.д. Именно уважительные к человеческому достоинству отношения являются ключевым фактором современного образовательного процесса.

А такие явления как конфликты на уровне эскалации, травля, правонарушения, унижение, и в целом обесчеловечивание — разрушают взаимоотношения. Никакой ученик не будет думать об учебе, пока не будет ощущать безопасность, принятие и уважение. Но есть и обратное явление, что повреждённые отношения – это не только причина, а не следствие эскалации конфликта,  травли и унижения. Принятые в сообществе взаимоотношения влияют на то, станет ли насилие и унижение  недопустимым, станет ли  исправление негативных последствий конфликта естественным. Если окружающие поддерживают насмешки, травлю, насилие, или как минимум не останавливают ее — такой хищнический способ взаимодействия становится привычным, и в данной группе, возникает терпимость к насилию и унижению. Такая ситуация порождает множество жертв, в том числе со стороны одноклассников-наблюдателей, которые чувствуют бессилие добиться справедливости и безопасности, и смиряются с насилием и потом привыкают к нему (это явление рассматривается в теориях школьного буллинга, но оно возникает при любом правонарушении с причинением вреда).
Неизжитое, неисцеленное чувство обиды и несправедливости у жертвы нередко приводит к аутоагрессии, мести обидчику, длительной ненависти, насилию над более слабыми и т.д.

Тем важнее развивать в школах практики восстановления справедливости через заглаживание причиненного вреда.

У агрессоров/обидчиков отсутствует чувство самоуважения. Потому они хищнически относятся к другим.  И это может выражаться в преступлении, буллинге, унижении, издевательстве, но суть одна: обесчеловечивание другого, отношение к другому как к объекту, по отношению к которому можно применять насилие ради достижения своей цели или развлечения. И конечно, хочется подобного не допустить, либо создать условия для проживания обидчиком раскаяния и исправления содеянного.

Но при существующих способах есть риск, что после наказания и позора обидчик тем более придет к мысли, что ему не за что себя уважать, и начнёт себя оправдывать. Потому так важно при реагировании реализовывать уважительное неклеймящее отношение, приглашение к  пониманию того, как как действия повлияли на другого.и заглаживанию вреда. Мы рассматриваем заглаживание вреда/исправление ситуации в ходе диалога как возможность для обидчика вернуть к себе самоуважение. Достоинство человека – это  то, что удерживает его от совершения плохих поступков. Так порой и говорят: «это подло, это ниже моего достоинства».

Мы развиваем в системе образования России восстановительный подход к острым конфликтным ситуациям и правонарушениям несовершеннолетних и предлагаем присоединиться в его освоению и расширению.
Восстановительный подход в образовании вобрал в себя идеи и практики:

  • Восстановительного правосудия как способа некарательного и не клеймящего реагирования на правонарушения несовершеннолетних
  • Традиционных общинных практик примирения в России и других странах
  • Педагогики сотрудничества, психологических практик субъективности/авторства
  • Техник организации сложной коммуникации медиации и фасилитации

Восстановительный подход имеет ценностную основу, реализующуюся в восстановительных программах. Восстановительный подход в образовании в настоящее время организован в следующих форматах работы (рекомендуется применять их вместе):

  • Службы примирения (медиации и примирения) в образовательных организациях (СОШ, ДОУ, СПО, СУВУ и т.д.)
  • Фасилитация педагогических команд по сложным случаям (обычно проводит территориальная служба примирения)
  • Восстановительные компетенции в работе сотрудников образовательной организации
  • Юные волонтеры службы примирения и их участие в организации безопасной образовательной среды.

Службы примирения

Школьная служба примирения — оформленная детско-взрослая команда, которая реализует в образовательной организации восстановительный подход к конфликтам, а также правонарушениям несовершеннолетних. Нормально работающая (активная) служба примирения использует широкий спектр восстановительных программ: 

  • «Профилактический Круг» —  первичная профилактика, когда явного конфликта нет, но есть риск его возникновения  в дальнейшем (например, при слиянии двух классов в один, с родителями   первоклассников,   с детьми и их родителями при переходе в среднюю школу и так далее, либо когда школьниками и/или родителями класса существует напряженность.
  • «Программа примирения» — урегулирование конфликтов между школьниками (учащимися).
  • «Восстановительная медиация» — урегулирование конфликтов между педагогами и родителями, а также учащимися и педагогами.
  • «Круг сообщества» — урегулирование групповых конфликтов в классе или внутри группы родителей класса через обращение к нравственным ценностям, достижение договоренности и взаимной ответственности.  
  • «Семейный совет» — согласование позиций и интересов детей, родителей и педагогов по отношению к образовательному процессу, большей включенности родителей и ответственному поведению детей — обычно с привлечением специалистов территориальной службы примирения. 
  • «Программа по заглаживанию вреда» — вторичная профилактика  и работа с ситуациями драк, краж, порчи имущества и т. п. (в том числе по  делам, переданным в КДНиЗП и суда) — обычно с привлечением специалистов территориальной службы примирения. 

В службу примирения обязательно входят взрослые обученные специалисты (руководители/кураторы и взрослые волонтеры/медиаторы службы примирения), а также как правило юные волонтеры службы примирения (медиаторы-ровесники). Деятельность службы примирения не является психологической, социально-педагогической,  правозащитной, административной или дисциплинирующей деятельностью, это не «совет профилактики» и не «комиссия по урегулированию споров».  Служба примирения имеет свои принципы, методы, технологию и приемы (хотя конечно соприкасается с деятельностью других специалистов, включаясь в общую систему школы и образовательного процесса).

Эффективно работающая служба примирения организует системную работу со школой, направленную на развитие восстановительной культуры взаимоотношений, а также и безопасной и дружелюбной образовательной среды.

Фасилитация педагогических команд

  • Восстановительный подход к управлению и развитию в образовательной организации управленческо-педагогической команды на материале острого конфликта. Часто проводится специалистами территориальной службы примирения.
  • «Школьно-родительский совет» (в формате Круга) — сложные многосторонние конфликты между всеми участниками образовательного процесса (когда в конфликт так или иначе включены дети, родители, педагоги, администрация, органы управления образованием, СМИ и так далее) — с привлечением специалистов территориальной службы примирения. 

Восстановительные компетенции в работе специалистов

— это применение технологий восстановительного подхода в практике разных специалистов (социальных педагогов, психологов, и т.д.) как «сквозных» компетенций. Здесь  важна определенность, какой минимальный уровень  освоения навыков и восстановительных понятий  и их применения позволит говорить, что специалист  работает именно в восстановительном подходе.

Восстановительная компетенция включает:

— поддержку уважения и субъектности всех участников ситуации

— владение техниками и технологиями организации конструктивной коммуникации и совместного поиска решений

— умение выстраивать взаимоотношение и организовывать взаимодействие между людьми на основе восстановительных ценностей, уважения, достоинства и человечности

— удержание восстановительных принципов в своей деятельности в напряженной и неопределенной ситуации

— внедисциплинарный взгляд на ситуацию и восстановительный тезаурус (язык)

— готовность применять восстановительный поход к ситуациям правонарушений, травли, вражды, агрессии и сильно накаленным конфликтным ситуациям.

— разработку, внедрение и применение алгоритмов и регламентов реализации восстановительных программ

— профессиональное развитие, практикование, удержание  восстановительной идентичности и укрепление команды единомышленников

Примером может служить программа «Восстановительный подход к управлению дисциплиной в классе» для педагогов и классных руководителей, в которой собраны «малые восстановительные практики», которые можно применять в ходе образовательного процесса (на уроке, на переменах, на классных часах и родительских собраниях и т.д.)

Рассматривается восстановительный подход в работе педагога психолога, социального педагога, в деятельности КДНиЗП и т.д.

Юные волонтеры служб примирения и безопасная образовательная среда

Служба примирения проводит  тренинги и занятия с учащимися направленные  на обучение  конструктивным способам общения, способности принимать согласованные решения и сотрудничать на основе принципов восстановительного подхода — прежде всего через опыт решения реальных конфликтных ситуаций.

Полная модель службы примирения обязательно включает команду юных волонтеров служб примирения.  И с службах медиации также обычно есть направление обучения и подготовки подростков по проведению переговоров, восстановительных программ и обучение коммуникативным и медиативным навыкам. Но многие отмечают, что только навыковое обучение не создает устойчивой команды службы. Поэтому важно учесть во-первых, что волонтерская деятельность команды службы примирения – это помощь другим. Это готовность «не проходить мимо» и умение грамотно  включиться в конфликтную ситуацию сверстников или зарождающийся буллинг (с учётом собственной безопасности) и помочь снизить эскалацию.

Также отмечу, что юные волонтеры ШСП нужны для обсуждения острых ситуаций, для прояснения взрослым кураторам ШСП особенностей мира современных подростков и их взаимоотношений и обычаев,  чтобы взрослые кураторы обращались к ним как к экспертам по миру детей, чтобы взрослые ведущие не теряли остроту восприятия детских взаимоотношений, детских ценностей и представлений, причём не только от лидеров, но и «детей, которых трудно любить».


ЦЕННОСТИ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ПОДХОДА К РЕАГИРОВАНИЮ НА КОНФЛИКТЫ С ПРИЧИНЕНИЕМ ВРЕДА (ОБИДЫ) И ПРАВОНАРУШЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

• Восстановление у участников конфликта/правонарушения способности понимать последствия ситуации для себя, своих родных, второй стороны.

• Ответственность обидчика перед жертвой (если в ситуации был правонарушитель), состоит в заглаживании причиненного вреда (или принесенной обиды) насколько возможно силами самого нарушителя.

• Выход из состояния жертвы тех, кому были причинены вред, обида, агрессия или несправедливость (если такие были в ситуации) за счет заглаживания обидчиком причиненного жертве вреда, и ответа на волнующие жертву вопросы со стороны обидчика и его близких.

• Принятие самими участниками конфликтной ситуации (если стороны конфликта «равны») на себя ответственности по ее урегулированию, исключающее насилие или дальнейшее причинение вреда; прекращение взаимной вражды и нормализация отношений,  поддержка их ответственного поведения.

• Планирование сторонами конфликта своего будущего (и  их конкретных действий — кто что будет делать), позволяющего избежать повторения подобных ситуаций в дальнейшем, клеймения и отвержения  кого либо из участников.

• Помощь близких и уважаемых участниками людей в актуализации нравственных ориентиров и ценностей, отсутствие которых привело к конфликту/правонарушению.  Поддержка позитивных изменений и выполнения заключенного примирительного договора (плана) со стороны родных,  близких, уважаемых людей  и школьного сообщества.

• Восстановление у родителей ответственной воспитательной позиции по отношению к ситуации, сложившейся с их ребенком.


Сайт школьных служб примирения

 www.школьные-службы-примирения.рф

***


Авторская страница Коновалова А.Ю. в ВК с материалами для служб примирения

https://vk.com/id19544996

***


Службы примирения Самарской области

Ссылка на страницу ВК https://vk.com/mediation63

***


Просветительский проект ОБИДКА или как организовать антибуллинговую работу с восстановительным подходом в детских и молодежных сообществах